31 октября закончилось шоу Бэнкси под названием «Лучше снаружи чем внутри» (Better Out Than In), взбудоражившее Нью-Йорк. Это было похоже на детективное шоу: каждую ночь на протяжении всего октября уличный художник рисовал по одному граффити и выкладывал его фото на сайт, посвященный шоу. А днем поклонники его искусства бросались на поиски очередного шедевра.
Работы были разные, от традиционных трафаретов до искусных провокаций-обманок. Рядом с каждой из них можно увидеть телефонный номер. Позвонив по нему, любой желающий может услышать аудиогида.
1 октября. «Граффити — преступление».
Полиция объявила охоту на хулигана и один раз даже помешала ему сделать работу. В прессе через день печатали статьи о проделках Бэнкси и даже опубликовали фотографию, на которой якобы запечатлен неуловимый художник.
2 октября. «Это мой нью-йоркский акцент. (…обычно я пишу так)».
Жители города тоже не остались в стороне: фотографировались с его работами в разных позах, а одну вообще изрисовали.
3 октября. «Ты дополняешь меня».
4 октября. «Оккупай! Мюзикл».
Эта работа, как и многие другие, входит в серию: Бэнкси переделал ряд нью-йоркских граффити на свой манер.
Чтобы внести разнообразие в мероприятие, в некоторые дни Бэнкси снимал видео, мгновенно набиравшие миллионы просмотров.
4 октября. «Грязное белье: мюзикл».
4 октября. «Мафия из песочницы. Мюзикл».
5 октября.
Редкое для Бэнкси упражнение в жанре инсталляции: он переделал грузовик в передвижной сад — с водопадом, радугой, бабочками. Аудиогид, комментирующий работу, недоволен: художник «Бэмби» повторяет себя.
6 октября.
Кроме того, Бэнкси занялся и видеоартом: в работе «Ракетница повстанцев» моджахеды сбивают диснеевского летающего слона Дамбо.
7 октября.
«Этот объект — символ борьбы разбитого сердца за выживание», — приторно комментирует пародийный аудиогид.
8 октября.
«По моей гипотезе, любая фраза покажется глубокой, если подписать ее именем мертвого философа. Платон».
9 октября.
10 октября.
За фотографии этого граффити местные жители собирались брать с туристов по 20 долларов — видео об этом артист выложил на своем сайте без комментариев.
11 октября, кадр из видео. «Пищание ягнят».
Бэнкcи арендовал фургон, в котором перевозят скот на убой, и заставил его на протяжении двух недель курсировать вокруг мясокомбината — только животные внутри были игрушечными.
12 октября. «Бетонная исповедальня».
13 октября.
Бэнкси провел самую громкую акцию за весь месяц: поставил в парке лоток, с которого продавал оригиналы своих работ, не раскрывая их авторства. Холсты стоили по 60 долларов; сейчас, когда их автор известен, каждый оценивается не менее чем в 30 тысяч долларов.
14 октября. «Все, что мы совершаем в жизни, отзывается эхом в Вечности».
«Некоторые критикуют меня за использование, скажем так, примитивных источников (эта цитата из фильма “Гладиатор”). Но знаете что? Эта враждебность сделает меня только сильнее, а не слабее, как сказала Келли Роуленд на шоу “Икс-фактор”».
15 октября
16 октября.
В течение недели в обеденное время у разных «Макдоналдсов» появлялся стекловолоконный Рональд Макдональд, ботинки которому натирал до блеска живой человек.
17 октября.
Этот выпуск таблоида «New York Post» с передовицей «Поймать Бэнкси!» художник сопроводил язвительной подписью: «Я не читаю то, чему я верю в газетах».
17 октября.
18 октября.
«Вы любите ходить по художественным галереям, но в них вам недостает гравия? Вот выставочное пространство для вас: всего две картины, скамейка коврик, бесплатный буфет».
«Люди спрашивают, почему я устраиваю выставки на улице, но заглядывали ли вы недавно в арт-галереи? Они переполнены!»
Слово ироничному аудиокомментатору: «Это больше, чем еще одна выставка… Ой, нет, погодите, это она и есть. В углу кулер, полный дешевого вина. Поддержите галерейную традицию игнорирования работ и сосредоточения всего внимания на напитках». «Эта работа вдохновлена движением „Оккупай Уолл-стрит“. Оно слабеет, и мы поневоле задумываемся, что будет если все главные идеи рухнут. Но если идея, что все идеи рухнут, сама рухнет… Ох, ну и крепкое это вино, хватит с меня».
19 октября.
Кадр из видео. Бэнкси превратил обычный муравейник в Стейтен-айленде в объект откровенного искусства.
20 октября
21 октября. «В гетто навсегда».
22 октября.
«Копия великого Сфинкса из Гизы в пропорции 1 к 36, сделанная из битых шлакоблоков. Пить копию Арабских вешних вод не советуем». Бэнкси играет со словами: Arab spring water отсылает и к ключевой воде, и к событиям так называемой Арабской весны.
23 октября.
«Сегодняшнее искусство отменилось по причине полицейских действий».
24 октября.
«Тем из вас, кто интересуется, было ли это изображение сделано с позволения владельца здания. Нет, не было».
25 октября.
Бэнкси покатал смерть на машинках-аттракционах. Аудиогид комментирует: «Это танец смерти: художник воспроизвел жнеца душ с той тщательностью, на которую ему хватило таланта».
26 октября.
Бэнкси предложил свой вариант слогана на бампер: «Чем говянистей ты сам, тем больше говнюков вокруг».
27 октября.
Бэнкси собирался «прикрыть» 27 октября авторской колонкой в «Нью-Йорк Таймс», но она была отклонена редакцией. В тексте Бэнкси обрушивается с критикой на новый небоскреб, построенный на месте Всемирного торгового центра — Башню свободы. «Замените ее на экспонат получше!»
27 октября. «Изображение заблокировано».
28 октября
29 октября. «Банальность банальности зла», холст, масло.
Работа Бэнкси была названа в честь книги мыслителя Ханны Арендт, написанной по материалам процесса над гестаповцем Адольфом Эйхманом. К пейзажу безвестного художника граффитист подрисовал сидящего на скамеечке нациста. 1 ноября работу продали на онлайн-аукционе за 615 тысяч долларов; деньги пойдут благотворительной организации, помогающей бездомным и больным СПИДом.
30 октября
31 октября
Слово аудиокомментатору: «Ох… Это последний день выставки. И я рад сказать, что мы завершаем ее на радостной ноте. Это оммаж самому частому виду граффити в городе, который и подарил граффити нашей эре».
А вам нравятся граффити Бэнкси?